Глава 1
Общие требования по охране труда
1. К
самостоятельной работе в качестве тракториста допускаются лица мужского
пола не моложе 18 лет, прошедшие соответствующую профессиональную
подготовку, медицинское освидетельствование, стажировку, инструктаж и
проверку знаний по вопросам охраны труда, имеющие водительское
удостоверение соответствующей категории и удостоверение тракториста.
2. Тракторист проходит повторный инструктаж по охране труда (ОТ) в сроки не реже одного раза в 6 месяцев,.
3. Тракторист должен:
o соблюдать правила внутреннего трудового распорядка;
- соблюдать правила дорожного движения (ПДД);
- ежегодно проходить проверку знаний по охране труда;
- останавливаться по требованию работника Государственной автомобильной инспекции (ГАИ);
- пройти
по требованию работника ГАИ в установленном порядке проверку на предмет
определения, находится ли водитель в состоянии алкогольного опьянения
либо в состоянии, вызванном потреблением наркотических средств,
психотропных или токсических веществ;
- содержать автомобиль в технически исправном состоянии, а также проверять его техническое состояние перед началом движения;
- контролировать
перед началом и во время движения размещение, крепление и состояние
груза во избежание его смещения, падения или создания препятствий для
движения;
- знать приемы оказания первой медицинской помощи при несчастных случаях;
- знать и выполнять требования настоящей инструкции;
- знать и выполнять правила личной гигиены;
- соблюдать осторожность во время нахождения на территории организации;
- соблюдать требования пожарной безопасности, знать порядок действий при пожаре, уметь применять первичные средства пожаротушения;
- немедленно
сообщать непосредственному руководителю работ или другому
уполномоченному должностному лицу нанимателя обо всех происшедших с ним
дорожно-транспортных происшествиях, каждом несчастном случае или
заболевании, нарушениях ПДД;
- правильно использовать предоставленные ему средства индивидуальной защиты (СИЗ);
- принимать меры по недопущению загрязнения дорог.
4. Курить на территории организации разрешается только в специально предназначенных для курения местах.
5. Водителю не допускается:
управлять
трактором в состоянии алкогольного опьянения либо в состоянии,
вызванном употреблением наркотических, психотропных или токсических
средств, передавать управление трактором лицу, находящемуся в таком
состоянии;
управлять
трактором в болезненном или утомленном состоянии, под воздействием
лекарственных препаратов, снижающих внимание и быстроту реакции, а также
передавать управление трактором лицу, находящемуся в таком состоянии;
участвовать
в дорожном движении на тракторе с неисправной тормозной системой,
неисправным рулевым управлением, неисправным сцепным устройством, не
горящими фарами и задними габаритными огнями (в темное время суток и в
условиях недостаточной видимости), с неисправными стеклоочистителями (во
время выпадения осадков), а также с иными неисправностями,
предусмотренными ПДД;
пользоваться
во время движения мобильным телефоном. Пользоваться мобильным телефоном
во время движения допускается только в случае, оснащенности комплектом
громкой связи или устройством, позволяющим вести переговоры без
использования рук;
создавать препятствие для дорожного движения или опасность для движения;
эксплуатировать
трактор с нарушением требований экологической безопасности, не
зарегистрированный в установленном порядке, не прошедший
государственного технического осмотра;
использовать трактор в личных целях;
управлять не закрепленным за трактористом трактором;
отдыхать и спать в кабине при работающем двигателе;
допускать загрязнение дорог и окружающей среды.
6. В процессе работы на тракториста могут воздействовать следующие опасные и вредные производственные факторы:
· движущиеся машины и механизмы, перевозимые грузы;
· повышенная запыленность, загазованность и влажность воздуха рабочей зоны;
· повышенная или пониженная температура воздуха рабочей зоны;
· стесненные условия работы при ремонте и регулировке узлов и систем трактора;
· опасные
зоны (вблизи котлованов, траншей и других перепадов по высоте, мест над
которыми происходит перемещение грузов грузоподъемными кранами и тому
подобные);
· возможность
возникновения пожара, как при движении трактора, так и при его ремонте в
связи с использованием в качестве топлива легковоспламеняющихся
жидкостей (ЛВЖ);
· повышенный уровень шума и вибрации на рабочем месте;
· острые кромки, заусенцы и шероховатость на поверхностях инструментов;
· недостаточная освещенность рабочей зоны;
· эмоциональные перегрузки, монотонность труда.
7. Водитель в соответствии с типовыми нормами бесплатной выдачи СИЗ обеспечивается:
- костюмом х/б;
- ботинками кожаными;
- рукавицами;
- курткой х/б ватной;
- сапогами кирзовыми утепленными.
8. Водитель обязан иметь при себе и передавать работникам ГАИ для проверки:
- водительское удостоверение на право управления механическим транспортным средством соответствующей категории;
- талон к водительскому удостоверению;
- свидетельство о регистрации (технический паспорт) механического транспортного средства;
- документ о прохождении государственного технического осмотра;
Водитель автомобиля, принадлежащего юридическому лицу, транспортная деятельность которого подлежит
лицензированию, также обязаны иметь при себе и предъявлять
уполномоченным на то работникам Министерства транспорта и коммуникаций
Республики Беларусь лицензионную карточку, путевой лист и иные
транспортные документы, выданные в установленном порядке.
9. Работник несет ответственность за
нарушение требования настоящей инструкции в порядке, установленном
Правилами внутреннего трудового распорядка организации и действующим
законодательством Республики Беларусь.
Глава 2
Требования по охране труда перед началом работы
10. Проверить
исправность СИЗ, необходимых для выполнения работы. Надеть специальную
одежду, обувь и другие необходимые СИЗ. Одежда должна быть застегнута.
11. Проверить внешний вид автомобиля, а также выполнение назначенного для него накануне
технического обслуживания или ремонта (по данным внешнего осмотра и
учетной документации). Осмотреть подножки, рабочие площадки, очистить их
от грязи, снега, льда.
12. Перед
началом работы проверить исправность систем, агрегатов, приборов, узлов
и деталей трактора, влияющих на безопасность движения, в том числе:
- рулевого управления, тормозной системы;
- действие рычагов управления;
- подвески, колес и шин;
- зеркал заднего вида, стекол, стеклоочистителей и стеклоомывателей ветрового стекла, устройств обогрева и обдува стекол;
- приборов наружного освещения, световой и звуковой сигнализации;
- спидометра;
- замков дверей кабины, запоров бортов грузовой платформы;
- запора пробки топливного бака;
- заправку водой и топливом;
- тягово-сцепного и опорно-сцепного устройств тягача и прицепного звена, страховочных тросов (цепей).
13. Испытание
и опробование тормозов на ходу проводить на площадке, размеры которой
должны исключать возможность наезда трактора на людей, строения и тому
подобное в случае отказа тормозов.
14. Перед
регулировкой тормозов после их проверки полностью остановить трактор,
поставить противооткатные упоры и выключить двигатель, убедиться в том,
что лица, производящие регулировку находятся в безопасной зоне.
15. Тракторист должен проверить комплектность трактора и прицепа. Они должны быть укомплектованы:
- набором исправных инструментов и приспособлений;
- домкратом необходимой грузоподъемности, подкладкой под пяту домкрата, размером равным 2-3 кратной площади пяты домкрата;
- не менее чем двумя противооткатными упорами (башмаками) для подкладывания под колеса;
- медицинской аптечкой;
- знаком аварийной остановки или мигающим красным фонарем;
- огнетушителем.
16. Водитель обязан пройти предрейсовый медицинский осмотр.
17. Ознакомиться с условиями работы на линии и особенностями перевозимого груза.
18. Получить
у лица, ответственного за выпуск транспортных средств на линию, путевой
лист с отметками о технической исправности трактора с указанием
маршрута следования и режима работы водителя.
19. Не допускается приступать к работе при подтекании топлива в системе питания и масла, в системе смазки и гидравлики.
20. При обнаружении неисправностей необходимо сообщить об этом руководителю работ.
Глава 3
Требования по охране труда при выполнении работы
21. Перед пуском двигателя затормозить трактор стояночным тормозом, рычаг переключения передач поставить в нейтральное положение.
22. Пуск двигателя автомобиля производить при помощи стартера.
Использование пусковой рукоятки допускается только в исключительных случаях.
23. При запуске двигателя пусковой рукояткой необходимо соблюдать следующие требования:
- пусковую рукоятку поворачивать сверху вниз;
- не брать рукоятку в обхват;
- при регулировке угла опережения зажигания устанавливать позднее зажигание;
- не применять рычагов и усилителей, действующих на пусковую рукоятку или храповик коленчатого вала;
- не привлекать к пуску двигателя рукояткой людей, не имеющих на это право.
24. Не допускается осуществлять пуск двигателя путем буксировки.
25. Вести
трактор со скоростью, не превышающей установленных ограничений и
обеспечивающей безопасность движения, учитывая интенсивность движения,
особенности и состояние перевозимого им груза, дорожные и
метеорологические условия (в частности видимость в направлении
движения).
26. При
возникновении препятствия или опасности для движения, которые
тракторист в состоянии обнаружить, немедленно принять меры к снижению
скорости, вплоть до остановки.
27. Остановку
и стоянку трактора производить на обочине по правой стороне дороги, а
при отсутствии обочины или невозможности остановиться на ней – у края
проезжей части.
28. Оставляя трактор, необходимо принять меры, исключающие его самопроизвольное движение и использование его другими лицами:
- выключить зажигание или прекратить подачу топлива;
- установить рычаг переключения передач в нейтральное положение, затормозить стояночным тормозом;
- установить под колеса противооткатные упоры при нахождении его даже на незначительном уклоне;
- закрыть замки дверей кабины.
При
остановке и стоянке на неосвещенных участках дороги в темное время
суток или в других условиях недостаточной видимости включить габаритные
или стояночные огни.
Перед выходом из кабины на проезжую часть убедиться в отсутствии движения как в попутном, так и во встречном направлениях.
29. Не допускается перевозка людей в кузове прицепа.
30. При
проезде и прохождении по территории организации следует пользоваться
только установленными схемами движения, проходами и проездами.
Не допускается стоять и проходить под поднятым грузом.
31. При
подъезде к железнодорожному переезду убедиться в отсутствии
приближающегося железнодорожного транспортного средства и
руководствоваться требованиям дорожных знаков, светофоров, дорожной
разметки, положением шлагбаума, звуковым сигналом и указаниями дежурного
по переезду.
Пересекать железнодорожные пути только по железнодорожным переездам, уступая дорогу железнодорожному транспортному средству.
32. При постановке трактора под погрузочно-разгрузочные работы принять меры, предупреждающие его самопроизвольное движение.
33. Перед подачей трактора назад убедиться, что его никто не объезжает, а поблизости нет людей или каких-либо препятствий.
Перед
началом движения задним ходом в условиях недостаточного обзора (из-за
груза, при выезде из ворот и тому подобного) потребовать выделить
работника для организации безопасного движения.
34. При
погрузке строительных конструкций, оборудования и других грузов с
помощью грузоподъемных кранов необходимо выйти из кабины и находиться
вне зоны возможного падения груза.
35. Подавать звуковой сигнал в случаях, когда это необходимо для предотвращения ДТП, в том числе:
- при въезде и выезде из ворот организации, склада;
- в начале движения с места, если вблизи находятся люди;
- при движении задним ходом;
- в местах ограниченной видимости;
- во всех случаях возможной опасности наезда или столкновения.
36. В целях предотвращения возникновения пожара запрещается:
- допускать скопление на двигателе, его картере, выпускной трубе и глушителе грязи и масла;
- оставлять в кабине и на двигателе загрязненные маслом и топливом использованные обтирочные материалы;
- эксплуатировать неисправные приборы системы питания;
- применять для мытья двигателя бензин и другие ЛВЖ;
- при неисправности топливной системы подавать бензин в карбюратор непосредственно из емкости шлангом или другим способом;
- курить в непосредственной близости от приборов питания двигателя;
- пользоваться
открытым огнем при определении и устранении неисправности механизмов и
систем, подогревать двигатель открытым огнем;
- применять устройства с открытым огнем для обогрева кабины или приготовления в ней пищи.
37. Во
время стоянки не допускается отдыхать или спать в кабине или закрытом
кузове при работающем двигателе, использовать его для обогрева кабины на
стоянках.
38. Заправку производить в соответствии с правилами безопасности, установленными для заправочного пункта.
На заправочном пункте не допускается:
- курить и пользоваться открытым огнем;
- проводить ремонтные работы, а также работы, которые могут привести к возникновению пожара;
- заправлять трактор топливом при работающем двигателе.
39. Передвижение
трактора под проводами действующих линий электропередачи допускается
при условии, если расстояние по вертикали между нижними проводами и
самой верхней частью трактора будет составлять не менее 2 м при напряжении проводов до 20 кВ и 4 м – при напряжении до 35 кВ.
40. Передвижение
и работа трактора под проводами линий электропередачи может
осуществляться только под непосредственным руководством
инженерно-технического работника.
41. В радиусе действия грузоподъемных устройств работа трактора не допускается.
42. Тракторист
может приступить к работе около экскаватора или крана после того, как
ковш экскаватора будет опущен на землю, а стрела крана повернута в
противоположную сторону по отношению к участку, на котором должна
выполняться работа.
43. Сцепка
трактора с прицепным механизмом должна быть жесткой и иметь
страховочный трос. Шкворень при жесткой сцепке рассчитанный на срез при
максимальном тяговом усилии должен быть зашплинтован.
44. При
сцепке трактора и агрегата с гидроприводом между агрегатом и тягачом
должен быть предохранительный канат, длина которого меньше, чем длина
гибких шлангов гидросистемы.
45. Подготовку
к сцепке трактора с прицепным механизмом следует производить на самых
малых оборотах двигателя и самой низшей передаче. Тракторист обязан
следить за сигналами рабочих, выполняющих сцепку, не допуская резких
рывков трактора.
46. Во время работы трактора не разрешается:
- находиться в зоне действия трактора посторонним лицам;
- отцеплять прицепной механизм до полной остановки трактора;
- оставлять трактор с работающим двигателем без присмотра;
- производить смазку, крепление и регулировочные работы при работающем двигателе;
- работать неисправным инструментом.
47. При работе, транспортировании двумя и более тракторами расстояние между ними должно быть не менее 2 м.
48. Подъем
и спуск тракторов на местности, угол наклона которой более
установленного паспортными данными завода-изготовителя, не допускаются.
При кратковременной остановке трактора следует выключить муфту
сцепления, а также перевести двигатель на малые обороты, рычаг
переключения скоростей – в нейтральное положение.
49. Буксировать
и вытаскивать трактором застрявшие машины и механизмы разрешается с
помощью жесткого буксира, без рывков и под руководством производителя
работ или мастера. Если вместо жесткого буксира применяется стальной
канат, то заднее стекло кабины трактора необходимо защитить решеткой.
50. Во
время работы обязательно пользоваться выданными СИЗ и своевременно
ставить в известность непосредственного руководителя работ о
необходимости их чистки, стирки, сушки, ремонта и обезвреживания.
Глава 3
Требования по охране труда при выполнении
ремонта и технического обслуживания автомобиля
51. Тракторист
может производить ремонтные работы и работы по техническому
обслуживанию только при соответствии своей квалификации характеристике
выполняемых работ или при наличии соответствующей смежной профессии и с
разрешения непосредственного руководителя работ.
52. Перед
началом работ необходимо пройти соответствующий инструктаж по ОТ,
ознакомиться с технологической документацией на ремонт и техническое
обслуживание, эксплуатационными документами завода-изготовителя.
53. Во избежание несчастного случая запрещается выполнять работы повышенной опасности без прохождения специального обучения и проверки знаний по вопросам ОТ, в том числе:
- по обработке материалов на металлообрабатывающих и деревообрабатывающих станках, абразивным и эльборовым инструментом;
- аккумуляторные, вулканизационные, кузнечно-прессовые, окрасочные, сварочные, шиномонтажные работы;
- с
применением ручных электрических и пневматических машин, гидравлических
и электрических подъемников, электрических талей и других ГПМ.
54. Трактор подавать на пост ТО и ремонта в чистом и сухом состоянии.
55. Мойку производить на специально отведенных постах мойки.
56. Постановку на пост ТО и ремонта осуществлять под руководством должностного лица, ответственного за ремонт и техническое обслуживание автомобилей.
57. После постановки трактор на напольный пост ТО и Р:
- надежно закрепить трактор путем установки противооткатных упоров под колеса;
- затормозить стояночным тормозом, при этом рычаг коробки перемены передач (КПП) установить в нейтральное положение;
- на
рулевое колесо и дублирующее устройство для пуска двигателя (при
наличии такого устройства) вывесить табличку с надписью «Двигатель не
запускать! Работают люди!».
58. Не
допускается работать под трактором, находящемся на наклонной плоскости.
В случае крайней необходимости принять все меры, обеспечивающие
безопасность работы: затормозить трактор, положить под колеса
противооткатные упоры, ключ из замка зажигания убрать, а кабину закрыть.
59. Во всех случаях под колеса устанавливается не менее двух противооткатных упоров.
60. Слив масла и воды из агрегатов производить только в специальную тару. Случайно пролитые горюче-смазочные материалы (ГСМ) посыпать опилками или сухим песком и удалить в специально отведенное место.
61. При
выполнении работ под трактором следует размещаться между колесами вдоль
транспортного средства, использовать лежаки, коврики или деревянные
решетки.
62. Перед
снятием узлов и деталей, связанных с системами питания, охлаждения и
смазки, когда возможно вытекание жидкости, сначала слить из них топливо,
масло и охлаждающую жидкость в специальную тару, не допуская их пролива
на пол.
63. При
снятии и установке агрегатов (задних и передних мостов, рессор; при
снятии колес) под раму установить специальные металлические козелки.
64. Для
подъема, снятия и установки агрегатов, деталей и узлов массой более 15
кг использовать исправные подъемно-транспортные механизмы (ПТМ),
оборудованные специальными приспособлениями (захватами).
65. Не допускается:
- выполнять
какие-либо работы на тракторе или прицепе, а также находиться под ними,
если они вывешены на одних подъемных механизмах без установки козелков;
- находиться
в осмотровой канаве, под эстакадой при перемещении по ним транспортных
средств, оставлять инструмент и детали на краях осмотровой канавы;
- подкладывать под вывешенный трактор вместо специальных козелков случайные предметы;
- использовать случайные подставки и подкладки вместо специального упора;
- выполнять любые виды ремонтных работ гидросистемы, находящейся под давлением.
66. Использованный обтирочный материал собирать в специально установленные для этой цели металлические ящики с крышками.
67. Накачку
шин сжатым воздухом производить только в специальном ограждении, при
этом следует убедиться, что замочное кольцо полностью легло в замочный
паз диска, а при выполнении этой операции на линии - класть колесо
замочным кольцом на землю.
68. Накачку шин производить в два этапа: вначале до давления 0,5 кг/ см 2 с проверкой положения замочного кольца, затем до максимального давления, предписываемого техническим паспортом автомобиля.
69. Заправку системы охлаждения двигателя антифризом
производить только при помощи специальной тары (ведро с носиком, бачок,
воронка), очищенной от твердых осадков, ржавчины, остатков
нефтепродуктов, промытой щелочным раствором и пропаренной, имеющей
надпись «Только для антифриза». После заправки тщательно вымыть руки
водой с мылом.
70. Работы под автомобилем с применением инструмента ударного действия выполнять в защитных очках (защитных лицевых щитках).
Для
защиты головы от механических повреждений при работе под автомобилем,
установленным на осмотровой канаве, вывешенным на подъемном механизме,
применять защитную каску.
Глава 5
Требования по охране труда по окончании работы
71. После прибытия с линии произвести осмотр трактора согласно перечню операций, установленных инструкций по эксплуатации.
72. Обо
всех обнаруженных неисправностях, поломках и повреждениях сообщить
лицу, ответственному за техническое состояние и эксплуатацию
автомобилей.
73. Поставить трактор в отведенное для стоянки место.
74. Во
всех случаях после постановки трактора на место стоянки выключить
зажигание (подачу топлива) и отключить массу (если имеется выключатель),
затормозить стояночным тормозом.
75. Очистить трактор от грязи, пыли.
76. В
холодное время года при постановке трактора на открытую стоянку слить
воду из системы охлаждения, дать двигателю проработать несколько минут,
чтобы удалить остатки воды из системы охлаждения.
77. Привести в порядок рабочее место.
78. После
окончания всех работ снять СИЗ, поместить их на место хранения, вымыть
руки и лицо теплой водой с мылом, при возможности принять душ.
79. Мыть руки в масле, бензине и вытирать их загрязненной ветошью не допускается.
80. Оставаться на территории организации после окончания работы без ведома руководителя не допускается.
Глава 6
Требования по охране труда в аварийных ситуациях
81. При
возникновении в пути неисправностей, при которых запрещается участие в
дорожном движении, немедленно прекратить движение, включить аварийную
световую сигнализацию.
После включения аварийной световой сигнализации, а также при ее неисправности или отсутствии, при вынужденной остановке в
местах, где она запрещена, в темное время суток на неосвещенных
участках дорог, в условиях недостаточной видимости немедленно выставить
знак аварийной остановки (мигающий красный фонарь) на расстоянии не
менее 15 м позади ТС в населенных пунктах и 40 м – вне населенных
пунктов и принять меры к устранению неисправностей.
82. При
устранении неисправностей соблюдать требования безопасности,
установленные для ремонта и ТО в соответствующих инструкциях по ОТ.
83. Не допускается привлекать к ремонту на участке дороги лиц, не имеющих на это права.
84. При отсутствии необходимых приспособлений и инструмента производить ремонт запрещается.
Если
движение с техническими неисправностями не запрещено ПДД, включить
аварийную световую сигнализацию и следовать к месту стоянки или ремонта с
соблюдением необходимых мер предосторожности по обеспечению
безопасности дорожного движения.
При невозможности движения сообщить в организацию, которой принадлежит ТС или в ближайшую аварийно-техническую службу.
85. При
возникновении пожара немедленно остановить его, заглушить двигатель,
выключить зажигание, отключить массу, перекрыть подачу топлива и
приступить к тушению огня с помощью огнетушителя.
86. В
случае возникновения пожара в зоне стоянки автомобилей или на
территории организации эвакуировать ТС в соответствии с разработанным
планом эвакуации.
87. При
несчастном случае следует немедленно принять необходимые меры для
оказания потерпевшему доврачебной медицинской помощи, доставки
потерпевшего в медицинское учреждение, сообщить непосредственному
руководителю, в случае ДТП сообщить в ГАИ.
88. Водитель, являющийся участником ДТП, обязан:
- немедленно
остановиться и остаться на месте ДТП, включить аварийную световую
сигнализацию и выставить знак аварийной остановки, соответствующий
установленным требованиям, а если это невозможно, - любым иным доступным
способом предупредить остальных участников дорожного движения о ДТП. В
темное время суток дополнительно или вместо знака аварийной остановки
может быть выставлен мигающий красный фонарь;
- принять
меры по оказанию доврачебной медицинской помощи потерпевшему, вызвать
скорую медицинскую помощь, а если это невозможно, - доставить
потерпевшего на попутном или своем транспортном средстве в ближайшее
медицинское учреждение;
- водитель,
доставивший потерпевшего в медицинское учреждение, обязан сообщить там
свою фамилию, регистрационный знак транспортного средства, предъявив
водительское удостоверение или другой документ, удостоверяющий личность,
и свидетельство о регистрации транспортного средства, и возвратиться к
месту ДТП;
- предварительно
зафиксировать в присутствии свидетелей положение транспортного средства
(ТС), следы и предметы, относящиеся к ДТП, в случае необходимости
освобождения проезжей части дороги и доставки потерпевшего на своем
транспортном средстве в медицинское учреждение;
- записать фамилии и адреса очевидцев ДТП, сообщить о случившемся в органы милиции и ожидать прибытия работников ГАИ;
- принять все возможные меры к сохранению следов ДТП, их ограждению и организации объезда места ДТП.
89. Водителю, являющемуся участником ДТП, запрещается:
- перемещать ТС и предметы, имеющие отношение к ДТП;
- употреблять алкогольные напитки, наркотические средства, психотропные или токсические
вещества до прохождения проверки (освидетельствования) на предмет
определения, находится ли водитель в состоянии алкогольного опьянения
либо в состоянии, вызванном употреблением наркотических средств,
психотропных или токсических веществ.
Комментариев нет:
Отправить комментарий