пятница, 22 ноября 2013 г.

ИНСТРУКЦИЯ ПО ОХРАНЕ ТРУДА для слесаря по ремонту автомобилей

Глава 1
Общие требования по охране труда

1.             К работе слесаря по ремонту автомобилей допускаются мужчины и женщины достигшие 18 лет, предварительно прошедшие медицинский осмотр, а также вводный инструктаж по охране труда и инструктаж на рабочем месте,  изучившие данную инструкцию и  прошедшие обучение безопасным методам труда на рабочем месте, проработавшие в течение не менее 12 смен под наблюдением опытного рабочего или мастера, имеющие
допуск к работе после стажировки, прошедшие  проверку знаний в объеме II группы по электробезопасности.
2.            Работник должен:
·        соблюдать правила внутреннего трудового распорядка организации;
·        знать и выполнять требования настоящей инструкции;
·        знать приемы оказания первой медицинской помощи при несчастных случаях;
·        знать и выполнять правила личной гигиены;
·        соблюдать осторожность при ходьбе по лестницам, во время нахождения на территории организации;
·        соблюдать требования пожарной безопасности, знать порядок действий при пожаре, уметь применять первичные средства пожаротушения;
·        немедленно сообщать непосредственному руководителю работ о любой ситуации, угрожающей жизни или здоровью работающих и окружающих, каждом несчастном случае, произошедшем на производстве, неисправности оборудования, инструмента, приспособлений, транспортных средств, средств защиты, об ухудшении своего здоровья;
·        правильно использовать предоставленные ему средства индивидуальной защиты (СИЗ).
3.            Работнику не допускается производить работы, находясь в состоянии алкогольного опьянения либо в состоянии, вызванном употреблением наркотических средств, психотропных или токсических веществ, а также распивать спиртные напитки, употреблять наркотические средства, психотропные или токсические вещества на рабочем месте или в рабочее время.
4.            Курить на территории организации разрешается только в специально предназначенных для курения местах.
5.            В процессе труда на слесаря по ремонту автомобилей могут воздействовать следующие опасные и вредные производственные факторы:
·        движущиеся машины и механизмы;
·        передвигающиеся изделия, заготовки;
·        повышенный уровень шума на рабочем месте;
·        повышенная или пониженная температура рабочей зоны;
·        недостаточная освещенность рабочей зоны;
·        острые кромки инструментов;
·        вредные вещества (антифриз);
·        стесненные условия работы при ремонте и регулировке узлов и систем автомобиля;
·        возможность возникновения пожара в связи с использованием легковоспламеняющихся жидкостей (ЛВЖ).
6.             Слесарь по ремонту автомобилей в соответствии с типовыми нормами бесплатной выдачи средств индивидуальной защиты обеспечивается:
·        костюмом х/б;
·        ботинками кожаными;
·        рукавицами х/б;
·        защитной каской;
·        очками защитными.
7.             На территории организации и участка необходимо соблюдать следующие  правила:
-         не производить работы на захламленном рабочем месте;
-         не поднимать и не переносить вручную  груз, превышающий  предельные нормы;
-         пользоваться инструментами и оборудованием, обращению с кото­рыми обучен;
-         не находиться и не проходить под поднятым грузом;
-         не проходить в местах, не предназначенных для прохода, не подлезать под стоящий  ж.д. состав и не перебегать путь перед движущимся транспортом;
-         не проходить между расцепленными вагонами и платформами, если расстояние  между ними менее 3м и близко находится тепловоз;
-         не открывать электрошкафы, не прикасаться к токоведущим частям  электрооборудования;
-         не включать оборудование, работа на котором Вам не поручена;
-         не прикасаться к находящимся в движении частям и механизмам.
8.           Работник несет ответственность  за нарушение требования настоящей инструкции в порядке, установленном Правилами внутреннего трудового распорядка организации и действующим законодательством.

Глава 2
Требования по охране труда перед началом работы

9.             Перед началом работы необходимо пройти соответствующий инструктаж по охране труда (ОТ), ознакомиться с технологической документацией на ремонт и техническое обслуживание, эксплуатационными документами завода-изготовителя автомобиля.
10.        Во избежание несчастного случая не допускается  выполнять работы повышенной опасности без прохождения специального обучения и проверки знаний по вопросам ОТ, в том числе:
·        по обработке материалов на металлообрабатывающих и деревообрабатывающих станках, абразивным и эльборовым инструментом;
·        аккумуляторные, вулканизационные, кузнечно-прессовые, окрасочные, сварочные, шиномонтажные работы;
·        с применением ручных электрических и пневматических машин, гидравлических и электрических автомобильных подъемников, электрических талей и других ГПМ.
11.        Проверить исправность СИЗ, необходимых для выполнения работы. Надеть специальную одежду, обувь и другие необходимые СИЗ. Одежда должна быть застегнута.
12.        Слесарь по ремонту автомобилей  должен:
·        убедиться, что топливные баки и топливопроводы на ремонтируемом автомобиле освобождены от остатков топлива;
·        осмотреть рабочее место и убрать все, что может помешать работе; если пол скользкий (облит маслом, водой и др.) протереть его (остатки масла засыпать песком );
·        проверить исправность инструмента, грузозахватных приспособлений (убедиться в наличии на ГПМ регистрационного номера и бирок с указанием  грузоподъемности и даты испытаний), а также другого оборудования и приспособлений, используемых при разборке и сборке автомобилей.
13.        После постановки автомобиля на напольный пост ТО и ремонт слесарь по ремонту автомобилей  должен:
·        проверить надежность закрепления автомобиля противооткатными упорами;
·        проверить, чтобы автомобиль был заторможен стояночным тормозом, при этом рычаг коробки перемены передач (КПП) должен находиться в нейтральном положении;
·        на автомобилях с бензиновым двигателем выключить зажигание, а на автомобилях с дизельным двигателем прекратить подачу топлива, выключить кнопку массы автомобиля;
·        на рулевое колесо и дублирующее устройство для пуска двигателя (при наличии такого устройства) вывесить табличку с надписью «Двигатель не запускать! Работают люди!».
14.        Перед началом работы по ремонту автомобиля, установленного на осмотровой канаве:
·        проверить правильность установки колес по отношению к направляющим;
·        поставить автомобиль на стояночный тормоз и установить под колеса противооткатные упоры;
·        убедиться в наличии свободного доступа в канаву со стороны входной лестницы и запасного выхода, исправности лестницы и напольной решетки в канаве;
·        закрыть все бензобаки огнеупорными чехлами (перед производством сварочных работ).

Глава 3
Требования по охране труда при выполнении работы

15.      Слесарь по ремонту автомобилей  должен:
·        не загромождать проходы и рабочие места оборудованием, агрегатами, инструментом; пользоваться при ремонте специально предназначенными для этих целей стеллажами, поддонами и площадками;
·        пользоваться только теми приспособлениями, инструментом,  грузоподъемными механизмами и другим оборудованием,  на  которых разрешено работать после получения  инструктажа;
·        для подъема груза применять стропы, соответствующие массе груза;
·        производить слив масла и бензина, дизельного топлива из агрега­тов автомобиля только в специальную тару;
·        собирать и укладывать  использованный  обтирочный  материал  в специально установленные металлические ящики с крышками;
·        снимать, транспортировать двигатель,  коробку передач,  задний и передний мосты, кузов ) кабину при разборке автомобиля с помощью подъемно-транспортных механизмов, оборудованных захватными приспособлениями  гарантирующими безопасное выполнение работ;
·        выполнять разборку и сборку агрегатов  только  на  специальных стендах, оснащенных устройствами для закрепления;
·        укладывать снятые детали на специальные подставки, стеллажи.
16.        Перед подъемом передней и задней части автомобиля домкратом остановить двигатель, затормозить автомобиль стояночным тормозом, установить  под не поднимаемые колеса противооткатные упоры, удалить людей из салона легкового автомобиля, кабины и кузова грузового автомобиля, закрыть двери, борта.
17.      Перед вывешиванием автомобиля с помощью домкрата для снятия колеса, затормозить стояночным тормозом, включить первую передачу и положить под не поднимаемые колеса противооткатные упоры для предотвращения скатывания автомобиля, ослабить затяжку гаек крепления колеса, после этого вывесить колесо домкратом, отвернуть гайки и снять колесо.
18.       При вывешивании части автомобиля, прицепа, полуприцепа подъемными механизмами вначале поставить под не поднимаемые колеса противооткатные упоры, вывесить автомобиль, подставить под вывешенную часть козелки и опустить на них автомобиль.
Перед вывешиванием задней оси расцепленного двухосного прицепа его поворотный круг зафиксировать стопорным устройством.
19.       Не допускается работать под автомобилем, находящимся на наклонной плоскости. В случае крайней необходимости принять все меры, обеспечивающие безопасность работы: затормозить автомобиль, положить под колеса противооткатные упоры, ключ из замка зажигания убрать, а кабину закрыть.
20.       Во всех случаях под колеса автомобиля устанавливается не менее двух противооткатных упоров.
21.       Слив масла и воды из агрегатов автомобиля производить только в специальную тару. Случайно пролитые горюче-смазочные материалы (ГСМ)  посыпать опилками или сухим песком и удалить в специально отведенное место.
22.       При выполнении работ под автомобилем следует размещаться между колесами вдоль автомобиля, использовать лежаки, коврики или деревянные решетки.
23.       Перед проведением  работ, связанных с поворотом коленчатого и карданного валов, дополнительно проверить выключение зажигания, нейтральное положение рычага переключения передач, освободить рычаг стояночного тормоза.
После выполнения необходимых работ автомобиль затормозить стояночным тормозом.
Не допускается проворачивать  карданный вал при помощи лома и монтажной лопатки.
24.       Перед снятием узлов и деталей, связанных с системами питания, охлаждения и смазки автомобиля, когда возможно вытекание жидкости, сначала слить из них топливо, масло и охлаждающую жидкость в специальную тару, не допуская их пролива на пол.
25.       При снятии и установке агрегатов (задних и передних мостов, рессор; при снятии колес) под раму автомобиля установить специальные металлические козелки.
26.       Снятие и установку рессор производить только после предварительной их разгрузки от массы кузова путем вывешивания кузова с установкой козелков под него или раму автомобиля.
Проверку совпадения отверстия ушка рессоры и серьги производить с помощью бородка или оправки.
27.       Для подъема, снятия и установки агрегатов, деталей и узлов автомобиля массой более 15 кг использовать  исправные подъемно-транспортные механизмы (ПТМ), оборудованные специальными приспособлениями (захватами).
28.       Не допускается:
·    выполнять какие-либо работы на автомобиле, прицепе или полуприцепе, а также находиться под ними, если они вывешены на одних подъемных механизмах без установки козелков;
·    находиться в осмотровой канаве, под эстакадой при перемещении по ним транспортных средств, оставлять инструмент и детали на краях осмотровой канавы;
·    подкладывать под вывешенный автомобиль вместо специальных козелков случайные предметы;
·    работать под поднятым кузовом автомобиля-самосвала без специального дополнительного упора, а также с поврежденными или неправильно установленными упорами;
·  использовать случайные подставки и подкладки вместо специального упора;
·  находиться под автомобилем при работающем двигате­ле;
·  производить ремонтные работы под поднятым кузовом автомобиля самосвала без предварительного его освобождения от груза.
29.       При проведении ТО и Р газобаллонных автомобилей необходимо выполнять следующие требования:
·        выключить зажигание  и поднять капот;
·        перед производством сварочных, окрасочных работ, а также работ, связанных с устранением неисправностей газовой системы питания или ее снятием предварительно полностью выпустить газ из баллонов на специально отведенном посту;
·        перед проверкой приборов электрооборудования тщательно проверить герметичность газовой системы питания и  проветрить пространство под капотом двигателя;
·        регулировку приборов газовой системы питания непосредственно на автомобиле проводить в отдельном специально оборудованном помещении, изолированном от других помещений перегородками;
·        работы по снятию, установке и ремонту газовой аппаратуры выполнять с помощью специальных приспособлений, инструмента и оборудования;
·        герметичность газовой системы питания проверять сжатым воздухом, азотом или инертными газами при закрытых расходных и открытом магистральном вентилях;
·        при открывании и закрытии вентилей не применять дополнительные рычаги; 
·        газовое оборудование предохранять от загрязнения и механических повреждений;
·        агрегаты газовой аппаратуры снимать после их остывания (температура должна быть не выше +60 С);
·        не допускать скручивания, сплющивания и перегибания шлангов и трубок, использования замасленных шлангов, подтягивания резьбовых соединений и снятия с автомобиля деталей газовой аппаратуры и газопроводов, находящихся под давлением;
·        соблюдать меры предосторожности от попадания сжиженного углеродного газа на открытые части тела.
30.       Накачку шин сжатым воздухом производить только в специальном ограждении, при этом следует убедиться, что замочное кольцо полностью легло в замочный паз диска, а при выполнении этой операции на линии - класть колесо замочным кольцом на землю.
31.       Накачку шин производить в два этапа: вначале до давления 0,5 кг/ см 2 с проверкой положения замочного кольца, затем до максимального давления, предписываемого техническим паспортом автомобиля.
32.       Перед заправкой системы охлаждения двигателя антифризом проверить, нет ли в системе охлаждения (в соединительных шлангах, радиаторе, сальниках водяного насоса) течи и при наличии, устранить ее, промыть систему охлаждения водой.
Принять меры, исключающие попадание в антифриз нефтепродуктов.
33.       Заправку системы охлаждения двигателя  антифризом производить только при помощи специальной тары (ведро с носиком, бачок, воронка), очищенной от твердых осадков, ржавчины, остатков нефтепродуктов, промытой щелочным раствором и пропаренной, имеющей надпись «Только для антифриза». После заправки тщательно вымыть руки водой с мылом.
34.       Работы под автомобилем с применением инструмента ударного действия выполнять в защитных очках (защитных лицевых щитках).
Для защиты головы от механических повреждений при работе под автомобилем, установленным на осмотровой канаве, вывешенным на подъемном механизме, применять защитную каску.

Глава 4
Требования  по охране труда по окончании работы

35.        По  окончании  работы  слесарь по ремонту автомобилей  обязан  выключить электропитание использовавшихся во время работы гру­зоподъемных механизмов и другого оборудова­ния.
36.        Привести  в  порядок  рабочее  место, убрать инструмент в отведенное для хранения место.
37.        Обо  всех  обнаруженных  неполадках  и  принятых  мерах  сообщить  мастеру.
38.        Снять спецодежду и СИЗ, очистить их и  убрать  в  отведенное  для хранения место.
39.        Перед  переодеванием  в  личную  одежду  принять  душ.
40.        Перед уходом выключить освещение.
41.        Находиться на территории организации в нерабочее время без ведома  руководства  не  разрешается

Глава 5
Требования по охране труда в аварийных ситуациях

42.      Слесарь по ремонту автомобилей  должен:
·        при возникновении  аварийной  обстановки  прекратить работы  и предупредить работающих в непосредственной близости об опасности;
·        при возгорании электропроводки, блоков и оборудования, находя­щихся под напряжением,  необходимо отключить электроэнергию  и  принять меры к тушению пожара;
·        при отравлении токсическими веществами пострадавшего необходи­мо вынести на свежий воздух, оказать ему первую помощь  и  направить  в медицинское учреждение, при попадании токсических веществ  на кожу оби­льно промыть водой  и нейтрализующими растворами зараженный участок и обратиться в медпункт;
·        при попадании на пол или оборудование остатков агрессивных жи­дкостей произвести обработку зараженных поверхностей  нейтрализующими жидкостями.
43.      При  возникновении  загорания  в  помещении работник обязан поставить  в  известность  мастера,  по  телефону 225  сообщить  в  пожарную  охрану организации, приступить к тушению пожара имеющимися средствами  пожаротушения, в  случае  угрозы  жизни – покинуть  помещение.
44.      При  возникновении  аварийной  ситуации, приведшей к травмированию  работника,  принять  меры  по  оказанию  пострадавшему доврачебной помощи,  обеспечить  сохранность  обстановки,  если  это  не  угрожает  жизни  и  здоровью  окружающих,  поставить  в  известность  мастера.
45.      Все аварийные работы подсобный рабочий должен производить со строгим соблюдением требований безопасности.

Комментариев нет:

Отправить комментарий